История дорожной полиции республики Казахстан
Еще в 1878 году в обязанности полицейских урядников входили функции нынешней Дорожной полиции. Им было предписано следить за состоянием дорог, мостов, переправ, за своевременным исправлением юных граждан, за целостью телеграфных проводов, за обеспечением безопасности в зимнее время на дорогах через реки, озера и поля, а также за сохранностью межевых знаков и целостью деревьев, посаженных вдоль дороги, донося о замеченных неисправностях Становому Приставу.
После Октябрьской революции, точнее с 1918 года контроль за дорожным движением осуществлялся рабоче-крестьянской милицией. Первый нормативный документ «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностях» вышел 10 июля 1920 года. 22 ноября 1922 г. Была утверждена «Инструкция постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». Жезлы были красного цвета с желтой рукояткой, а применять их нужно было в случае «задержания автомотовеломашин и экипажей».
В ноябре 1934 г. при Центральном дорожно-транспортном управлении приняли решение организовать Государственную автомобильную инспекцию.
До 3 марта 1936 года автоинспекция оставалась ведомственным органом. С этого дня ГАИ вошла в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции. А 3 июля 1936 года СНК СССР принял постановление о ГАИ. Этот день по праву можно считать историческим днем рождения ГАИ.
В суверенном Казахстане первое положение о Госавтоинспекции было утверждено Постановлением Кабинета Министров РК 23 ноября 1992 года. Именно этот день считается днем рождения ГАИ Республики Казахстан. 3 января 1996 года Госавтоинспекция была переименована в дорожную полицию. И это была не просто смена названия, сменились и приоритеты в работе. Первостепенной задачей современных дорожных полицейских является охрана общественного порядка, борьба с преступностью, защита граждан от преступных посягательств на дорогах наряду с обеспечением безопасности дорожного движения.
Сегодня работа сотрудника дорожной полиции качественно отличается даже от той, что была 20 лет назад: изменились люди, изменились отношения между ними. Нынче инспектор обязан знать в совершенстве не только правила дорожного движения, но и законодательство, основы психологии, современную технику, включая компьютер, и многое другое.
Можно сказать, что на сегодняшний день название службы приведено в соответствие с ее современной ориентацией. Об этом свидетельствует и то, что деятельность службы по охране правопорядка и борьбе с преступностью не отодвинула деятельность дорожной полиции по обеспечению безопасности на дорогах.
Свои страницы в летопись истории дорожной полиции вписали ветераны Великой Отечественной войны: Упырь Григорий Васильевич, Жамбаев Саут Жамбаевич, Чернова Зоя Федоровна, Калюжный Иван Ефимович.
Источник: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/kdp/KDP/nKDP_UDvizh/nKDP_UDvizh_Hist