История

История дорожной полиции республики Казахстан

Еще в 1878 го­ду в обя­зан­ности по­лицей­ских уряд­ни­ков вхо­дили функ­ции ны­неш­ней До­рож­ной по­лиции. Им бы­ло пред­пи­сано сле­дить за сос­то­янием до­рог, мос­тов, пе­реп­рав, за сво­ев­ре­мен­ным исп­рав­ле­ни­ем юных граж­дан, за це­лостью те­лег­рафных про­водов, за обес­пе­чени­ем бе­зопас­ности в зим­нее вре­мя на до­рогах че­рез ре­ки, озе­ра и по­ля, а так­же за сох­ранностью ме­жевых зна­ков и це­лостью де­ревьев, по­сажен­ных вдоль до­роги, до­нося о за­мечен­ных не­исп­рав­ностях Ста­ново­му Прис­та­ву.

Пос­ле Ок­тябрь­ской ре­волю­ции, точ­нее с 1918 го­да конт­роль за до­рож­ным дви­жени­ем осу­щест­влял­ся ра­боче-крестьянс­кой ми­лици­ей. Пер­вый нор­ма­тив­ный до­кумент «Об ав­тодви­жении по го­роду Моск­ве и ее ок­рест­нос­тях» вы­шел 10 июля 1920 го­да. 22 но­яб­ря 1922 г. Бы­ла ут­верж­де­на «Инс­трук­ция пос­то­вому ми­лици­оне­ру по по­ряд­ку поль­зо­вания жез­лом». Жез­лы бы­ли крас­но­го цве­та с жел­той ру­ко­ят­кой, а при­менять их нуж­но бы­ло в слу­чае «за­дер­жа­ния ав­то­мото­вело­машин и эки­пажей».

В но­яб­ре 1934 г. при Цент­раль­ном до­рож­но-транс­пор­тном уп­равле­нии при­няли ре­шение ор­га­низо­вать Го­сударс­твен­ную ав­то­мобиль­ную инс­пек­цию.

До 3 мар­та 1936 го­да ав­то­инс­пек­ция ос­та­валась ве­домс­твен­ным ор­га­ном. С это­го дня ГАИ вош­ла в сос­тав Глав­но­го уп­равле­ния ра­боче-крестьянс­кой ми­лиции. А 3 июля 1936 го­да СНК СССР при­нял пос­та­нов­ле­ние о ГАИ. Этот день по пра­ву мож­но счи­тать ис­то­ричес­ким днем рож­де­ния ГАИ.

В су­верен­ном Ка­захс­та­не пер­вое по­ложе­ние о Го­сав­то­инс­пек­ции бы­ло ут­верж­де­но Пос­та­нов­ле­ни­ем Ка­бине­та Ми­нист­ров РК 23 но­яб­ря 1992 го­да. Имен­но этот день счи­та­ет­ся днем рож­де­ния ГАИ Рес­публи­ки Ка­захс­тан. 3 ян­ва­ря 1996 го­да Го­сав­то­инс­пек­ция бы­ла пе­ре­име­нова­на в до­рож­ную по­лицию. И это бы­ла не прос­то сме­на наз­ва­ния, сме­нились и при­ори­теты в ра­боте. Пер­восте­пен­ной за­дачей сов­ре­мен­ных до­рож­ных по­лицей­ских яв­ля­ет­ся ох­ра­на об­щест­вен­но­го по­ряд­ка, борь­ба с прес­тупностью, за­щита граж­дан от прес­тупных по­сяга­тель­ств на до­рогах на­ряду с обес­пе­чени­ем бе­зопас­ности до­рож­но­го дви­жения.

Се­год­ня ра­бота сот­рудни­ка до­рож­ной по­лиции ка­чест­вен­но от­ли­ча­ет­ся да­же от той, что бы­ла 20 лет на­зад: из­ме­нились лю­ди, из­ме­нились от­но­шения меж­ду ни­ми. Нын­че инс­пек­тор обя­зан знать в со­вер­шенс­тве не толь­ко пра­вила до­рож­но­го дви­жения, но и за­коно­датель­ство, ос­но­вы пси­холо­гии, сов­ре­мен­ную тех­ни­ку, вклю­чая компьютер, и мно­гое дру­гое.

Мож­но ска­зать, что на се­год­няшний день наз­ва­ние служ­бы при­веде­но в со­от­ветс­твие с ее сов­ре­мен­ной ори­ен­та­ци­ей. Об этом сви­детель­ству­ет и то, что де­ятель­ность служ­бы по ох­ра­не пра­вопо­ряд­ка и борь­бе с прес­тупностью не отод­ви­нула де­ятель­ность до­рож­ной по­лиции по обес­пе­чению бе­зопас­ности на до­рогах.

Свои стра­ницы в ле­топись ис­то­рии до­рож­ной по­лиции впи­сали ве­тера­ны Ве­ликой Оте­чест­вен­ной вой­ны: Упырь Гри­горий Ва­сильевич, Жам­ба­ев Са­ут Жам­ба­евич, Чер­но­ва Зоя Фе­доров­на, Ка­люж­ный Иван Ефи­мович.

Источник: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/kdp/KDP/nKDP_UDvizh/nKDP_UDvizh_Hist